суббота, 4 мая 2013 г.

Фавориты Джиро-2013


Классическая формула для сравнения силы многодневщиков на Джиро очень часто хромает и отказывается работать.
Сложить горный ход и разделку, замешать на общей выносливости и выдать результат в случае с этим гран-туром зачастую недостаточно. Организаторы год от года придумывают всё более нестандартные повороты сюжета, а гонщики закручивают интригу до предела. Джиро свободна от стереотипов и обязательного баланса Тур де Франс. Организаторы имеют полное право создавать настоящее искусство, используя фантазию на полную катушку.
Какая ещё гонка может себе позволить формировать горный маршруты не путём сложных отборов и вычислений, а просто отдав выбор в руки болельщиков? Джиро словно жить не может без сюрпризов. Ещё пару лет назад гонщики говорили об ужасающем перекосе в пользу гор и благодарили судьбу, что восхождение на связку Кростис-Дзонколан так и не состоялось. А уже сегодня многие говорят, что судьбу розовой майки предопределят разделки. Я бы не торопился с такими прогнозами – это Джиро, тут возможно всё: отрыв, как на этапе до Аквилы, у самого легковесного горняка может проснуться индивидуальный ход, а лучшему раздельщику достаточно поймать один кризис в жутких итальянских горах, чтобы распрощаться с шансами на победу.
Не маршрутом единым. Великая итальянская гонка всегда богата сюрпризами в своих итоговых протоколах. Кунего, Ди Лука, Савольделли, Хешедаль – на кого из них ставили перед их победными стартами? А кто мог предугадать таких призёров, как Томас Де Гендт, Давид Арройо, Рикардо Рикко, Хосе Рухано? Джиро дарит новые звёздные имена едва ли не каждый год.
Тактические расклады на Джиро всегда сложны и непредсказуемы, а нестандартные решения часто приносят результат. Отрыв под холодным дождём и отчаянная оборона Давида Арройо, парная атака на спуске Эдди Маццолени и Паоло Савольделли, отрыв Томаса де Гендта – всё это лишь часть из множества необычных событий, которые прямо влияли на распределение мест в первой тройке общего зачёта.
Сводить борьбу в общем зачёте к дуэли Нибали и Уиггинза, как это принято в последнее время на Туре, точно не стоит. Хотя, естественно, именно эта пара соперников будет в центре внимания болельщиков и экспертов. С них начнём свой обзор и мы.



Брэдли Уиггинз
 Bradley Wiggins
Гран-туры20052006200720082009201020112012
Giro d'Italia1231347140
Tour de France124DNF323DNF1
Vuelta a Espana3

Совершенно уникальное превращение для современного велоспорта. Трековик на шоссе обычно – это хороший грегори, который может долго и качественно тянуть, отличный спринтер, специалист прологов, даже неплохой раздельщик. Но трековый гонщик, который вырос в сухого и тощего, как щепка, горняка – явление воистину уникальное.
Твиг в начале шоссейной карьеры практически не выступал в крупных гонках. Он довольно давно дебютировал на гран-турах, но без особого успеха. Поначалу ныне непобедимый раздельщик, даже в этом упражнении звёзд с неба не хватал.
Пять лет назад он считался неплохим раздельщиком, но ни одного сколько-нибудь заметного результата в общем зачёте хотя бы недельной гонки Брэд на своём счету не имел. Его четвёртое (затем ставшее третьим) место на Тур де Франс-2009 стало не просто неожиданностью. Оно вызвало просто бурю кривотолков и домыслов, которые так и не нашли подтверждения.
Затем Брэдли попробовал в полную силу проехать Джиро, но получилось явно не так, как хотелось – в крутые итальянские горы хорошо отдержаться британец не смог. Итальянский гран-тур лёг мёртвым грузом на ноги Уигго, и Тур де Франс он проехал уже без блеска.
Зато год спустя Брэдли вернулся гонщиком совсем другого уровня – только завал и страшный Англиру стали на пути британца на пути к победе на Туре и Вуэльте. Но ещё через год ничто не смогло ему помешать: 4 престижнейшие недельные гонки, олимпийское золото на домашних играх и жёлтая майка – лучшей коллекции просто не придумать.
Сравниться с Брэдли в разделке сейчас могут единицы узкоспециализированных гонщиков, а в горах сбросить Твига практически нереально. Вдобавок ко всему, защиту его позиций обеспечивает команда, которая может делегировать в топ-10 едва ли не половину своего состава.
Тем не менее, бороться с Уиггинзом можно. Как бы он не сушился, но раздельщик остаётся раздельщиком – он не может быстро реагировать на все атаки, а сверхуклоны могут серьёзно ударить ему по ногам. Только есть одна небольшая загвоздка: для атак против самого Твига нужно его изолировать и сбросить его грегари. Задача эта очень непростая и справиться с ней может только очень мощный коллектив во главе с сильным капитаном. Найдётся ли такой среди соперников «британской машины»?

Винченцо Нибали

Vincenzo Nibali

Гран-туры200720082009201020112012
Giro d'Italia191132
Tour de France2073
Vuelta a Espana17

История Винченцо мало чем напоминает путь его главного соперника. Акула с юниорских лет ходил в перспективных многодневщиках. Нибали был очень сильным раздельщиком, а уже со второго сезона в профессионалах начал собирать победы и призовые места на крупных однодневных и недельных гонках.
Дебютную Джиро Ченцо закончил в топ-20, как год спустя и дебютный Тур. С каждым сезоном Акула только добавлял. Его разделка не так безоговорочно сильна, как в андеровской категории, зато он очень сильно добавил в ходе в гору. Именно усиление его горняцких качеств позволили Нибали в 2010 году стать призёром Джиро и выиграть дебютную Вуэльту.
В прошлом году Винченцо решил сконцентрироваться на Тур де Франс, и ему удалось покорить подиум и третьего гран-тура, но он оказался слабее сразу двоих гонщиков Sky, в том числе, и Брэдли Уиггинза.
Все основные успехи Винченцо были связаны с Liquigas, но сражаться за розовую майку он решил с казахстанской Астаной. Нельзя сказать, что новая команда намного сильнее и сплочённее предыдущей, зато Нибали гарантированно будет в ней единственным капитаном. Впрочем, на недавней Джиро дель Трентино Астана продемонстрировала, что представляет собой весьма боеспособный коллектив. На решающем этапе во многом усилиями Паоло Тиралонго Уиггинза удалось изолировать, да и вообще во всех горах у Винченцо была самая большая группа поддержки, которой удавалось опекать капитана едва ли не до самого финиша.
Возможно именно команда станет ключом к победе для Нибали, но сражение со Sky обещает быть крайне сложным.

Райдер Хешедаль

Ryder Hesjedal
Гран-туры20052006200720082009201020112012
Giro d'ItaliaDNF601
Tour de France4646617DNF
Vuelta a EspanaDNFDNF

Канадец – ещё один «пришелец», которому удалось добиться успеха на шоссе. Только в отличие от Уигго Райдер не был звездой трека, а предпочитал МТБ.
В шоссейных профессиональных командах Хешедаль выступает уже больше 10 лет. Он прошёл школу, пожалуй, лучшей андеровской команды – Рабобанк, рос под руководством Брюнеля и Альваро Пино, но стать генеральщиком даже в командах этих менеджеров так и не смог.
И только в Garmin (разных его проявлениях) канадец смог раскрыться. Правда, однодневки давались ему куда лучше многодневок. И как в случае с Уиггинзом, внезапный прорыв в топ-6 Тура, а затем на вершину подиума Джиро вызвали очень много шума и удивления.
После своей победы Райдера не давал много поводов для позитивных упоминаний о себе. Ещё месяц назад он не рассматривался в числе главных фаворитов гонки, но просто шикарное выступление на Льеж-Бастонь-Льеж показало, что канадец нащупал свою лучшую форму.
У него в запасе весьма достойная разделка, хорошее умение подниматься в горы и хороший сплочённый коллектив. Сейчас Райдер не в центре внимания и на фоне Уигго и Акулы он не выглядит явным фаворитом, но и год назад Хешедаль появился буквально из ниоткуда.

Кэдел Эванс

Cadel Evans
Гран-туры20022003200420052006200720082009201020112012
Giro d'Italia145
Tour de France8422302617
Vuelta a Espana6043

Австралиец тоже имеет байковское, но куда более успешное, прошлое. Впрочем, о нём уже можно давно забыть. Кэдди начал свои выступления на гран-турах, когда некоторые его конкуренты ещё и близко не подошли к статусу профессионалов. Примечательно, что большой специалист и победитель Тура начал свой гран-туровский путь именно с Джиро.
Да ещё как начал. В 2002 году он на 16 этапе оказался в розовом, но уже на следующий день упустил майку, проиграв Саво окло 15 минут. Ныне покойный Альдо Сасси тогда сказал, что Эванс был «просто ещё не готов к трёхнедельной гонке». Больше 9 лет спустя он будет готов лучше всех и взойдёт на первую ступень пьедестала на Елисейских полях.
Год назад при нынешнем маршруте с большим разделочным километражом Эванса можно было бы назвать фаворитом номер один. Но после победы на Тур де Франс карьера Кэдела явно пошла на спад. Сначала он не смог конкурировать с более молодыми соперниками на Большой Петле, а затем после довольно долгой паузы никак не может вернуться на тот высочайший уровень, который демонстрировал совсем недавно.
Эванс находится в числе фаворитов не только по старой памяти, но надо признать, что сейчас он выглядит скорее претендентом на топ-3, чем серьёзным соискателем Maglia Rosa.

Микеле Скарпони

Michele Scarponi
Гран-туры20022003200420052006200720082009201020112012
Giro d'Italia181647DNF31414
Tour de France3224
Vuelta a Espana1311DNF

Один из самых колоритных гонщиков мирового пелотона. Скарпони известен как большой шутник и человек с отличным чувством юмора. Но нас больше интересует его велосипедная судьба, а она тоже весьма необычна.
Путь Микеле в юниорах и андерах во многом похож на историю Нибали. Скарпони был раздельщиком хорошего уровня, подавал надежды, как многодневщик и также планомерно росли его результаты на гран-турах, участником которых он стал в 22 года.
Болельщикам он запомнился, правда, вовсе не разделкой, а весьма убедительным выступлением в горах Вуэльты во время выступлений за Домина Ваканце. Именно там его заметил Маноло Сайс и взял в свою команду. И снова Скарпа проявил себя не в Италии, а в Испании. Например, он стал одним из «могильщиков» надежд Дениса Меньшова на Вуэльте-2005 на памятном этапе до Вальгранде Пахарес.
А в 2006 году мир услышал от него: «I am Zapatero». Не в том смысле, что Микеле возомнил себя премьер-министром Испании. Он просто признался, что никнейм «Сапожник» в записях по делу Операции Пуэрто принадлежит ему.
После возвращения Скарпони окончательно потерял способности раздельщика, зато стал ещё лучше ездить в горах и на пересечёнке. А ещё он окончательно сконцентрировался на родном гран-туре. Всё это вместе, плюс расчетливая езда и дисквалификация Контадора позволили Микеле стать победителем (хоть и «кабинетным») Джиро-2011.
Прошлый сезон был не самым удачным в карьере итальянца, а завершился он и вовсе антидопинговыми разбирательствами, которые привели к профессиональному простою в несколько месяцев. Впрочем, Скарпони уже показал, что форма к нему возвращается. В горах он может быть очень опасен. Жаль только, раздельщицкие умения десятилетней давности уже не вернуть.

Самуэль Санчес

Samuel Sanchez
Гран-туры20022003200420052006200720082009201020112012
Giro d'Italia17
Tour de FranceDNFDNF635DNF
Vuelta a Espana1510732

Баски, пока была такая возможность, вовсе не появлялись на Джиро, потом отправляли далеко не лучшие кадры на обкатку, но с ростом популярности гонки и в связи с необходимостью зарабатывать очки, Euskaltel изменили своё отношение.
Вот уже два года оранжевые не покидают Джиро без победы на этапе и своего представителя в топ-10 общего зачёта. Микел Ньеве и Игорь Антон уже проявили себя на итальянских дорогах, настал черёд главного капитана попробовать свои силы.
Саму вполне по силам отдержаться высоко в горах, где-то он может попробовать съездить в результативный отрыв. Возможно, он даже захочет повоевать за синюю майку. Санчес имеет в арсенале хороший рывок, но длинные горы всё-таки предпочитает идти от обороны, так что вряд ли он сможет что-то выиграть по отношению к тому же Уиггинзу. Короткая разделка вполне ему подходит, но на длинной и командной Саму вероятно проиграет слишком много. Команда, кстати, приехала не в самом боевом составе, что также говорит не в пользу генеральщицких перспектив Санчеса.

Доменико Поццовиво

Domenico Pozzovivo
Гран-туры20052006200720082009201020112012
Giro d'ItaliaDNF179DNFDNF8
Tour de France
Vuelta a Espana

Компактный итальянец ещё во времена своих выступлений за Panaria демонстрировал хорошие результаты на итальянских однодневках, небольших многодневках и самой Джиро.
В 2005 году он стал 15 на этапе до Zoldo Alto и шёл 31 в общем зачёте перед своим сходом на 19 этапе. Доменико мог бы быть значительно выше, но та версия Джиро включала много километров разделки. В гонках на время Поццовиво потерял больше 13 минут.
За восемь лет Доменико значительно улучшил свой горный ход и способности ехать многодневки. Об этом свидетельствуют и прошлогодние результаты. Но разделка за эти годы если и улучшилась, то не намного. 75 километров гонок на время уничтожают любые шансы на победу в общем зачёте, но учитывая разрывы, которые обычно образуются в первой десятке, даже в таком раскладе Поццовиво может оказаться довольно высоко.
Помочь ему в этом призвана новая команда. Ag2r, конечно, не проедет ТТТ на уровне лучших и не является самым боеспособным коллективом в горах, но командная работа у французов выстроена всё-таки неплохо. Чего не скажешь о прошлогодней Colnago.
В рассказе о Доменико стоило бы отметить его травму, но буквально на днях он очень достойно проехал Rund um den Finanzplatz Eschborn-Frankfurt, так что вряд ли повреждение его слишком сильно беспокоит.

Беньят Инчаусти

Benat Intxausti
Гран-туры2009201020112012
Giro d'Italia38
Tour de FranceDNF
Vuelta a Espana60DNF8610

Есть ещё баскские таланты и за пределами Euskaltel. Вернее, были и Инчаусти, и Кастровьехо в рядах оранжевых, но слишком многое сейчас решают деньги, которых у команды Гальдеано не так много. Переход Беньята в Movistar пошёл ему на пользу.
Из неплохого раздельщика и гонца, способного хорошо проехать недельную гонку, Инчаусти на глазах вырос в очень неплохого генеральщика. Год назад он уже шёл на место в десятке Джиро, но не смог удержаться в ней на третьей неделе. Зато Вуэльту завершил десятым, хотя ехал без капитанских полномочий и здорово помогал Алехандро Вальверде.
Баск выходит на старт в одной из лучших команд. И хотя Movistar обычно не демонстрирует способности работать на капитана, если его фамилия не Вальверде, как минимум ТТТ этот состав может проехать весьма недурно.
В целом, маршрут гонки подходит Беньяту, он демонстрировал неплохой ход в этом сезоне. Пока он не выглядит претендентом на призовое место, но уже сейчас он способен спутать карты фаворитам и подняться довольно высоко в общем зачёте.

Роберт Гесинк

Robert Gesink
Гран-туры20082009201020112012
Giro d'Italia
Tour de FranceDNF533DNF
Vuelta a Espana766

О голландском таланте мы узнали довольно давно, благодаря подписанию самого долгосрочного контракта в истории велоспорта. В большое будущее Роберта верили все, особенно менеджмент Рабобанка. После недолгой совместной работы с Денисом Меньшовым, Гесинк получил полную свободу, а россиянин отправился в путешествие по другим коллективам.
Казалось, что щуплый горняк с неожиданно сильной разделкой должен раскрыться. Все преграды на его пути были устранены – Гесинк должен был совершить прорыв в общем зачёте какого-нибудь гран-тура. Но тут вмешалась удача. Ряд падений и обидных травм, потеря уверенности и, как результат, вот уже больше двух лет Роберт не может показать те результаты, которых давно ждут болельщики.
Проблемы преследуют не только Гесинка, но и всю команду: постоянные допинговые скандалы из прошлого и настоящего, уход многолетнего спонсора, неудачи в гонках – всё это не могло не сказаться на команде и отдельных гонщиках. На старт Джиро Blanco выйдут в боевом составе и надёжным подспорьем для Гесинка должны стать не только ветераны, но и Вилко Келдерман, и Стивен Круйсвийк, который сам ещё недавно блистал на Джиро. Однако, в реальные шансы Роберта верится слабо.
Роберт находится в этом списке из-за своих общих данных и прошлых заслуг, для победы ему нужно решить свои старые проблемы, но пока что не похоже, что Гесинк к этому готов.

Фаворитов и тёмных лошадок в старт-листе гонки ещё очень и очень много – одни только колумбийцы из Sky и самой Colombia дают повод написать ещё один такой список. Я попробовал выбрать тех, кто вряд ли будет задействован в командной работе, как грегори, а по своим способностям даже не в самой лучшей форме может заехать в топ-10.
Copyright © VeloLIVE.com

1 комментарий: