четверг, 16 февраля 2012 г.

Легкий танк MCS XM1202

Стратегическое мышление  
В прошлом году исполнилось тридцать лет с принятия на вооружение основного боевого танка M1 Abrams, до сих пор являющегося основой бронетанковых войск США.
Солидный возраст для любой боевой техники: поэтому пора подыскивать замену для «Абрамса», равно как и заняться обновлением всего облика вооруженных сил. Еще в 1996 году был издан документ «Армейская перспектива-2010» (Army Vision 2010), в котором излагались взгляды американских военачальников на перспективы развития армии и планы по ее обновлению на срок до 2010 года. Из Army Vision 2010 выросла программа FCS (Future Combat System – Боевая система будущего), подразумевавшая полномасштабное обновление сухопутных сил Пентагона.

Главная цель, которую преследовала FCS, заключалась в создании т.н. целевых сил (Objective Force), обладающих превосходными показателями мобильности и боевой эффективности. На переброску бригады OF в любой район планировалось тратить не более четырех суток, на дивизию – пять суток, а на группировку из пяти дивизий – не более месяца. При этом по окончании указанного времени подразделение должно было быть готовым вступить в бой. В качестве основного средства для переброски войск планировалось использовать военно-транспортные самолеты, в том числе и Lockheed C-130 – самый массовый на данный момент представитель этого класса в американских вооруженных силах.

В соответствии с концепцией «Армия нового типа» в течение многих лет разработка бронетанковой техники нового поколения, в том числе танков четвёртого поколения, превосходящих по своей эффективности в 2-2,5 раза основной боевой танк третьего поколения, велась по программе FCS. Первоначально программа FCS предусматривала создание 18 компонент, в том числе восемь бронированных наземных экипажных машин:

• разведывательно-дозорную машину — Reconnaissance and Surveillance Vehicle (RSV) XM1201;
• боевую систему, установленную на платформу — Mounted Combat System (MCS) - танк XM1202 со 120-мм гладкоствольной пушкой;
• артиллерийскую установку для стрельбы с закрытой позиции — Non-Line-of-Sight Cannon (NLOS-C) — 155-мм самоходную гаубицу XM1203;
• миномётную установку для стрельбы с закрытой позиции — Non-Line-of-Sight Mortar (NLOS-M) — 120-мм самоходный миномёт XM1204;
• бронированную полевую ремонтно-эвакуационную машину — Field Recovery and Maintenance Vehicle (PRMV) XM1205;
• боевую машину пехоты (БМП) — Infantry Carrier Vehicle (ICV) XM1206;
• бронированные медико-эвакуационные машины — Medical Vehicle Evacuation (MV-E) и Medical Vehicle Treatment (MV-T) XM1207/1208;
• командно-штабную машину — Command and Control Vehicle (C2V) XM1209.

Минимальные отличия в буквенно-цифровых индексах всех машин вызваны тем фактом, что бронетехника, создаваемая по программе FCS, должна была быть унифицирована не менее чем на 75%. Кроме того, все машины должны были вписываться в ограничение по массе в 19 тонн, вызванное грузоподъемностью основного американского военно-транспортного самолета C-130.

Внимание, танк!

Все восемь бронемашин программы FCS представляют интерес, но сейчас мы остановимся только на танке XM1202, поскольку именно он представляет собой квинтэссенцию всех наработок и воззрений, связанных с FCS в целом.



В самом начале работ, когда еще только-только определялся облик будущего танка, проект именовался FCS LOS/BLOS (FCS Line-of-Sight/Beyond Line-of-Sight – Боевая машина программы FCS, предназначенная для ведения огня в пределах и за пределами прямой видимости). Уже из названия понятно, что авторы проекта планировали придать новому танку еще и функцию САУ в виде стрельбы по скрытым от взгляда целям. Надо заметить, такого пока нет ни на одном танке в мире. С вооружением FCS LOS/BLOS определились не сразу – рассматривались варианты 105-, 120- и 140-мм гладкоствольной пушки. В итоге остановились на втором типе орудия, а в 2003 году, когда разработка перешла в активную стадию, проект переименовали в MCS (Mounted Combat System – Боевая система, основанная на платформе). Исполнителями проекта были назначены компании BAE Systems и General Dynamics. В 2003-м в качестве даты начала испытаний новой машины назывались 2010-11 годы. Правда, время внесло свои коррективы, и по некоторым причинам опытного образца нет до сих пор. Но об этом позже.

Выглядеть MCS должен был следующим образом: боевая масса немногим более 20 тонн, экипаж из трех человек (для этого планировалось оснастить танк автоматом заряжания) и дальность хода по топливу в полтора раза больше, чем у «Абрамса». Напомним, у нынешнего основного американского танка боевая масса переваливает за 60 тонн а экипаж состоит из четырех человек. Внутренние объемы MCS должны были быть на 50% меньше, чем у Abrams, что компенсировалось запланированным снижением нагрузки на экипаж – до 50%. Для техников новая машина должна была стать на 35-50% проще в обслуживании (проценты относятся к объему работ по ремонту и профилактике), а расход топлива требовалось сократить на 20%.

Авиатранспортабельность и приемлемые ходовые качества будущего MCS, в первую очередь, обусловлены его боевой массой. Также в небольшой массе кроются преимущества логистического характера: для перевозки того же «Абрамса» требуется более крупный самолет, нежели C-130 (такой, как C-5). Однако тот же C-5 куда более требователен к качеству аэродрома, а, стало быть, доставка танка к полям сражений разделяется на три основных «звена»: перевозка самолетом на соответствующий аэродром, перевозка до прифронтовой зоны (железнодорожная или тому подобная) и перемещение своим ходом. Более легкая техника, какой и должен был стать MCS, смогла бы добираться до места боя в два этапа, исключая перевозку по железной дороге. Кроме того, 60-тонные «Абрамсы» и сами по себе имеют относительно высокие требования к коммуникациям, например, мостам. Машина с боевой массой около 20 тонн гораздо легче сможет «сотрудничать» с подобной инфраструктурой. Что касается ходовых качеств, то более легкий танк при использовании аналогичной или менее мощной силовой установки будет иметь куда лучшие тяговооруженность, скорость и т.д. Вдобавок к этим улучшениям понизится расход топлива, что сделает бронетанковое соединение чуть менее зависимым от снабжения. В условиях, подобных тем, в каких пришлось действовать американской армии в Афганистане и Ираке, экономичность танка была бы не лишней: к примеру, только в октябре 2010 года в Афганистане было уничтожено около 130 бензовозов.
Броня крепка…

Как видим, у небольшой боевой массы есть немало преимуществ. Но в этом мире не бывает абсолютно положительных или абсолютно отрицательных вещей, и 20 тонн – не исключение. Как не крути, уменьшение массы должно привести к ухудшению защиты. Именно из-за этого принципа в свое время появилось множество тяжелых танков с очень хорошей защитой. Но с тех пор было создано огромное количество средств поражения, для которых броня тех бронемонстров не представляет серьезной преграды. Кроме того, в современной войне, тем более в городских условиях, кумулятивная граната или противотанковая ракета может прилететь не только в лоб танку – в часть конструкции, которая традиционно делается самой толстой и прочной. Исходя из концепции увеличения защиты, в таком случае придется увеличивать толщину бронирования всех частей танка, включая корму и крышу. Дотошные натовские специалисты уже подсчитали: чтобы танк имел всеракурсную защиту, аналогичную лобовой броне «Абрамса», его вес должен вырасти до 200 тонн и более. Такой чудо-танк вряд ли заинтересует какого-то заказчика.

Учтя все плюсы и минусы, а также особенности современной тактики, разработчики MCS решили делать собственную броню танка композитной, из стальных и алюминиевых листов и керамического заполнителя. Но даже этого в перспективе может оказаться мало, благодаря чему и появилась идея «луковых слоев» защиты. Суть ее кроется в разделении пространства вокруг танка на шесть зон с соответствующими алгоритмами «работы» с целью, попавшей в одну из них.





Зоны-слои выглядят так:
- 1. Avoid Encourter. Дословно «избежать столкновения». Самый дальний рубеж защиты танка. Бронемашина, используя собственное оборудование и данные, получаемые по каналам обмена с другими машинами, РЛС и т.д., может уклоняться от открытого столкновения с противником, если того требует обстановка;

- 2. Avoid Detection – избежать обнаружения. Танк имеет ряд средств для снижения заметности в инфракрасном, радиолокационном и акустическом спектрах. Благодаря им противнику, находящемуся на сравнительно небольших расстояниях от танка, будет трудно определить его конкретное место расположения;

- 3. Avoid Acquisition – избежать захвата на сопровождение. Противник не только подобрался, но и собирается поймать MCS в прицел. Экипаж последнего может применить дымовые гранаты, инфракрасные ложные цели, средства радиоэлектронной борьбы и т.д. Этим методом танк сможет предотвратить или сорвать свое взятие на автосопровождение противником;

- 4. Avoid Hit – избежать попадания. По уже выпущенному вражескому боеприпасу могут работать те же системы, что и в третьей зоне, но теперь к ним присоединяется еще и активная защита, такая как Quick Kill;

- 5. Avoid Penetration – избежать пробития. Первоначально этот уровень защиты отдается на откуп дополнительной навесной броне. Композитные модули могут значительно улучшить защищенность танка от различных типов боеприпаса, а кроме того, их можно время от времени заменять на более новые и совершенные. В перспективе MCS мог бы даже обзавестись т.н. электромагнитной броней, работы над которой уже несколько лет ведутся в США. Модуль такой защиты представляет собой два металлических листа, между которыми есть определенное расстояние и изолятор. Один лист заземляется, а другой подключается к батарее конденсаторов. При попадании кумулятивного снаряда в модуль электромагнитной брони струя, в которой содержится некоторое количество металла (из облицовки воронки) замыкает электрическую цепь. При замыкании вокруг кумулятивной струи возникает значительное электромагнитное поле, из-за которого она теряет энергию и снижает пробивную способность. Не менее эффективно электромагнитная броня действует и на сердечники подкалиберных снарядов, но, к сожалению, пока не удалось достичь значительного качества защиты. Все упирается в большие габариты существующих источников энергии соответствующей мощности;

- 6. Avoid Kill – избежать смерти. Если уж вражескому снаряду или ракете удалось пробиться через пять предыдущих уровней защиты, то ущерб для экипажа должен быть минимальным. Для этого танк должен быть скомпонован должным образом – различные узлы и агрегаты, расположенные внутри него, обязаны защищать экипаж от снарядов, а также осколков.

Схема действия электромагнитной брони

Из всех систем, применяемых в шестиступенчатой защите танка MCS, на взгляд автора, наиболее интересным выглядит комплекс активной защиты Quick Kill («Быстрое убийство»), на который сейчас и обратим внимание. Первые сообщения об этом комплексе появились в 2006 году, а разработкой его занимается компания Raytheon. Создатели Quick Kill обещают, что эта система активной защиты станет самым эффективным представителем класса в мире, хотя пока можно говорить только об одном «преимуществе» – самой высокой цене. В состав «Быстрого убийства» входят миллиметровая РЛС обнаружения и сопровождения MFRFS, ее антенны, компьютер управления и две пусковые установки. РЛС находит цель с подозрительными параметрами полета и берет ее на автосопровождение. Вычислитель определяет, какой боеприпас требуется для ее поражения. Для поражения противотанковой ракеты или реактивной гранаты на небольших дистанциях от танка используются неуправляемые боевые блоки, а на больших – управляемые ракеты. Первые по принципу действия похожи на российский комплекс «Арена»: в нужный момент производится отстрел небольшого цилиндрического заряда, который, отлетев на определенное расстояние от танка, взрывается и встречает вражеский боеприпас градом осколков. Управляемые ракеты гораздо сложнее, хотя бы потому, что их дальность действия лежит в пределах 150-800 метрах и требует применения инерциальной системы наведения. Перед пуском автоматика Quick Kill рассчитывает требуемые параметры полета и вводит их в электронику ракеты. Сразу после холодного старта на последней включается импульсный двигатель коррекции, наклоняющий ее в сторону атакуемой цели. По достижении необходимого угла в вертикальной плоскости включается двигатель, расположенный с противоположной стороны: это на мгновение фиксирует ракету в нужном положении, после чего включается маршевый двигатель. На заранее определенном расстоянии от танка производится подрыв боевой части ракеты и создание «завесы» из осколков. В боекомплект системы защиты может входить от восьми до шестнадцати управляемых и неуправляемых ракет.

На испытаниях Quick Kill уже давно начал успешно поражать противотанковые боеприпасы и отличать летящие в защищаемую бронемашину от «чужих». Но до принятия комплекса на вооружение еще далеко: сначала нужно устранить большое количество мелких и средних «детских болезней». Остается только гадать, когда «Быстрое убийство» будет готово. Дело в том, что изначально планировалось начать поставки нового комплекса в 2011 году. Но на дворе уже 12-й, а Quick Kill еще не готов.

Бронебойным… Огонь!

Два десятка тонн боевой массы отрицательным образом должны были сказаться и на точности основного 120-мм орудия. Импульс отдачи, получаемый конструкцией танка при выстреле, зависит от его массы. Соответственно, нужно либо жертвовать точностью, либо увеличивать вес машины. Другой способ кроется в уменьшении отдачи при помощи дульного тормоза. Однако этот элемент конструкции нарушает балансировку пушки, а для парирования этого нарушения обычно используется увеличение массы казенной части. В условиях борьбы за каждый килограмм на это пойти нельзя и самым очевидным выходом кажется установка пушки на специальном уравновешивающем устройстве. Но и тут не все выходит хорошо и удачно: такая установка орудия значительно затрудняет работу стабилизатора. Представители General Dynamics утверждают, что им удалось решить проблему совмещения дульного тормоза, легкого орудия и хороших показателей качества. Но обо всем по порядку.


Новая 120-мм пушка XM360 для танка MCS и боеприпасы


В качестве главного калибра для танка MCS первоначально рассматривались пушки калибра 105, 120 и 140 миллиметров. От последней сразу отказались из-за ее большого веса, а первая не могла обеспечить пробиваемость на должном уровне. Оставалась только «золотая середина» в лице 120 мм. У имеющихся орудий такого калибра все равно был слишком большой импульс отдачи, поэтому пришлось проектировать пушку заново. Она получила обозначение XM360. Разработка орудия была начата в 2002 году, а на испытания ее отправили в ноябре 2004-го. Главная особенность XM360 кроется в модульной схеме: ремонтировать ее стало легче, а в перспективе разработчики обещают даже простое увеличение калибра при помощи замены некоторых модулей. Большая часть деталей пушки выполнены из специальных высокопрочных сортов стали, а остальное изготовляется из титана и композитных материалов. Во всех ответственных местах расположены датчики, с помощью которых экипаж танка может «налету» контролировать состояние орудия.



Качающаяся часть пушки с защитным термоизоляционным кожухом


Во всех основных деталях XM360 применяются новые решения и ноу-хау. Так, например, клиновый затвор (клин перемещается электроприводом в вертикальной плоскости) взаимодействует с казенником не через один паз-выступ, а сразу через три. За счет этого нагрузка при выстреле распределяется по казенной части орудия гораздо эффективнее, что, в конечном счете, позволило облегчить казенник. Также на клине присутствует контактная группа для взаимодействия бортовой электроники танка с досланным в пушку управляемым боеприпасом. Гидравлические противооткатные устройства имеют сравнительно компактный размер, но ощутимо снижают импульс отдачи.

Отдельно стоит остановиться на стволе. В немалой части современных танковых пушек ствол выполняется таким образом, чтобы в его стенках были остаточные напряжения – это позволяет снижать нагрузку на конструкцию. В XM360 для этих целей внешняя часть ствола сделана из композитных материалов: на металлическую заготовку в специальном порядке наваривается композитная лента. На создание этой технологии ушло более десяти лет, но результат оказался весьма интересным – при тех же характеристиках ствол получился почти в полтора раза легче (720 кг), чем на предыдущих пушках того же калибра. Кожух ствола тоже сделан из композитных материалов. Все работы по облегчению пушки привели к тому, что XM360 весит 1865 килограмм против 3023 у пушки M256, устанавливаемой на «Абрамсах».

Несмотря на эффективные противооткатные устройства, импульс отдачи оставался слишком большим для двадцатитонного танка. Было решено все же оборудовать орудие дульным тормозом. Первая его версия выглядела как 10 рядов круглых отверстий по 12 штук в каждом (равномерно распределены по всей окружности ствола). Позже дульный тормоз прикрыли кожухом с боковыми щелями. Тем не менее, вскоре от кожуха отказались – его приходилось делать металлическим, что увеличивало вес и нарушало баланс пушки. В итоге, дульный тормоз сделали в виде 12 рядов по 12 отверстий в каждом. Кожух ствола из соображений тепловой стойкости до тормоза не доходит. Отсутствие отдельного кожуха над тормозом немного уменьшило эффективность всей системы, но даже так она «съедает» до четверти от всей энергии отдачи.

Одним из основных «веяний» при разработке танка MCS была необитаемая башня. Это потребовало добавить в танк автомат заряжания. В его ячейках помещается 27 выстрелов различного назначения. Конструкция автомата делалась таким образом, чтобы он был совместим с перспективной машиной снабжения, и мог в автоматическом режиме производить пополнение боезапаса. Разработчики обещают, что автомат может работать со снарядами двух калибров – 120 и 140 мм.


Пушка XM360 совместима с существующими боеприпасами соответствующего калибра, кроме того, разработано два самонаводящихся снаряда серии MRM. Это:

- MRM-KE. Кинетический снаряд с сердечником. Система наведения имеет в своем составе радар миллиметрового диапазона и полуактивную лазерную головку самонаведения. Имеет оперение для корректирования курса и твердотопливный реактивный двигатель. При испытаниях на максимальную дальность MRM-KE улетел на 12,8 километров вместо расчетных 12-ти;

- MRM-CE. Кумулятивный снаряд. Тоже имеет лазерную ГСН, но вместо радара используется инфракрасная система наведения. Масса, скорость и дальность аналогичны предыдущему боеприпасу.

Дополнительное вооружение MCS состоит из автоматического гранатомета Mk19 (калибр 40 мм) и пулемета Браунинг M2HB (12,7 мм) на дистанционно управляемой турели. Гранатомет, что любопытно, размещен не на башне, а сделан спаренным с пушкой. Интересное решение, но скорость его реакции может быть недостаточной. А вот дистанционное управление для пулемета – несомненно, нужное и полезное нововведение.


Новые воззрения

К концу 2007 года была изготовлена опытная башня будущего MCS. В середине 2008-го в центре TARDEC начались ее испытания. В них применялся специальный стенд с шестью степенями свободы, имитирующий реальные нагрузки, которые испытывает вооружение при движении и ведении огня. После проверки систем наведения и стабилизации провели опытные стрельбы на Абердинском полигоне. Орудие и башня на испытаниях показали себя с лучшей стороны, а BAE Systems в кооперации с General Dynamics стали готовиться к строительству полноценного опытного танка. Но…

Но в мае 2009 года американское военное ведомство официально объявило о закрытии программы Future Combat System. Все разработки техники, подразумевавшейся программой, тоже были свернуты. На осуществление FCS к тому времени было потрачено около 300 миллиардов долларов. Придется смириться с этим. В конце концов, деньги Пентагона – ему ими и распоряжаться. Через пару месяцев после закрытия FCS был опубликован пресс-релиз о начале программы Brigade combat team Modernization (иногда называется просто BCT Modernization). И в составе новой программы развития вооруженных сил тоже нашлось место для бронетехники «нового облика». На сей раз подобный проект называется GCV (Ground Combat Vehicle – Наземная боевая машина). Масштабы GCV скромнее, чем в прошлый раз – требуется создать только БМП, самоходную гаубицу и пару вспомогательных машин. Первые прототипы бронетехники нового проекта планируют собрать уже к 2015 году. Посмотрим...

Проект танка будущего MCS является характерным порождением современной военной конструкторской мысли. Это и управляемое вооружение, и множество электронных систем, а главное – создание на базе единой платформы. Однако, как оказалось, американской армии не нужны новые танки, пусть даже и с куда лучшими характеристиками, нежели существующие «Абрамсы». Но можно понять Пентагон: им постоянно сокращают финансирование, а в войсках есть еще огромное количество старых и уже устаревающих боевых машин пехоты, таких как M113. Им тоже требуется замена. Похоже, американские военачальники считают замену M113 более приоритетной задачей, а «всего» тридцатилетние Abrams пока могут подождать.


http://www.dogswar.ru/

1 комментарий: